Connect with us

Колумніст | Аналітика, блоги та новини України

О терминах

Блоги

О терминах

Многие процессы, укрытые слишком умными терминами, у публики не вызывают особых эмоций и она их пропускает мимо ушей. Например, в связи с теми санкциями, которые были наложены Штатами и немножко – ЕС в отношение путинских кошельков, друзей, прочих холуев и их предприятий, были объявлены меры по поддержке отечественного бизнеса силами правительства.

Казалось бы, звучит гордо, мол – вот наш ответ вашему Чемберлену, но вот эти замечательные и безусловно престижные меры имеют свое конкретное наполнение. Возможно, россияне думали, что поддержка этих небедных господ будет выглядеть как дружеское похлопывание по плечу, рукопожатия, а в пиковом случае – вытирание соплей особо пострадавшим друзьям, но все выглядит несколько иначе. Части самых близких товарищей, которые очень сильно ассоциируются с личным карманом Путина, были выплачены прямые денежные компенсации из бюджета.

Эти компании прикинули калькуляции, сколько бы они хотели получить от правительства и получили. Скрепно? Безусловно. Наверное, жителям Нижнепытинска северного Набздыма стало так тепло и гордо, что сразу кончилась настойка боярышника, но вскоре выяснилось, что пенсионный фонд помахал им клетчатым платочком, и похоже, помашет еще не раз.

То есть, ощущать гордость им хочется, но понимание того, что гордость эта будет оплачена из их собственных карманов так и не пришло. А между прочим, это же были не все меры. Часть компаний из того же круга освободили от уплаты налогов и засекретили все данные о доходах как физических так и юридических лиц, из того же скромного списка.

Каким образом это может повлиять на карман конкретного любителя скреп, сразу и не поймешь. Разве что некоторые деятели, у которых имеется диплом ВУЗа по классу экономики, что-то такое заподозрили, поскольку если кто-то освобождается от налогов, то сами налоговые сборы никуда не денутся и не уменьшатся, просто их будет платить кто-то другой. Обладатели дипломов, наверное, быстро догадались о том, о чьем именно кармане идет речь и не ошиблись. Налоги таки перераспределились в сторону электората, который голосует за Путина. Голосовали? Платите!

Но телевизор рассказывает, что бюджет РФ исполняется с невиданным профицитом, который дают неожиданно высокие цены на нефть. Вроде бы снова – должна быть гордость, даже когда слышишь, что кто-то активно шурует в твоем кармане и даже не в кармане, а в бумажнике, но тут выясняется, что вся «дельта», которую называют «профицитом», мгновенно уходит из РФ в другие юрисдикции. Так, в пакете «помощи» отечественным компаниям, в частности, содержался пункт, по которому «Роснефть», например, может не возвращать в РФ всю выручку и произвольную часть оставлять за рубежом, что она (и не только она) с успехом и делает. То есть, тут еще как смотреть на этот профицит. Так, на конец октября из РФ ушло около 41 млрд. долларов, а до конца года ожидается рекордный отток в 66-70 млрд, поскольку за два оставшихся месяца РФ должна выплатить по кредитам и другим обязательствам больше всей той валютной выручки, что фактически и виртуально должна получить РФ. Что характерно, вывод валюты списывают на иностранных инвесторов, но таковыми являются (в основном) те же самые жирные коты, которые и так неплохо жируют. Кипрские и другие офшоры, со спрятанными в них истинными владельцами, как раз и являются основными инвесторами, которые сейчас выводят валюту из различных финансовых инструментов и эта скорость все возрастает. Вот так выглядит эта «помощь» и гордая борьба с санкциями.

Но веселее всего выглядит «импортозамещение». Отдельные его направления способны прямо и непосредственно добраться до самого нижнего слоя путинского электората. Ведь можно рассуждать о том, что временные неприятности можно перетерпеть, подтянуть пояса и в общем, этого незаметно. Однако, сейчас формируется такая ситуация, при которой отдельная единица электората сможет прямо оценить выгоды импортозамещения. Пальмовое масло тут вовсе не при чем.

Буквально на прошлой неделе было озвучено решение одной из бельгийской авиакомпаний о постепенном выводе из оборота российских самолетов Суперджет. До этого подобные заявления сделали два других иностранных оператора этих самолетов из Мексики и Ирландии. Постоянные отказы узлов и агрегатов и отвратительный сервис заставили их отказаться от российских изделий в пользу Эрбасов. Это несмотря на то, что условия поставки были такими жирными, что кое-кто не устоял от соблазна, даже зная о том, что выпускает российский автопром под видом автомобиля ВАЗ.

Но начавшийся процесс отказа от замечательных российских аэропланов, «чреват боком» для самих россиян, поскольку они возвращаются в «родную говень» и будут летать уже в составе российских авиакомпаний. Мало того, это убожество продолжают клепать дальше, а практика показывает, что первые ракеты «Прогресс» или «Союз» еще более или менее бодро летали, но чем дальше, тем тяжелее им становится попрощаться с притяжением Земли.

Так, авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия» ждет пополнение из 50 новых вундервафель SJ-100, а на подходе б/у самолеты, которые бороздили просторы за рубежом. С учетом того, что в ближайшем пакете санкций уж очень отчетливо просматривается «Аэрофлот», то можно ожидать переход основной части перевозок именно на этот замечательный самолет, и тогда он будет использоваться по полной программе и не так, как это делается за рубежом, когда малейший отказ сразу ведет к снятию самолета с рейса, поскольку в случае катастрофы придется выплачивать огромные компенсации семьям погибших. Слава богу, в РФ нет этой практики и в лучшем случае, выплатят компенсацию как за донецкого или хишамского жмура. Но на Западе такие подачки не проходят в принципе, скоро сами россияне узнают, сколько платят за погибших на Западе, на примере сбитого ими малазийского Боинга.

В случае санкций и их дальнейшего закручивания, РФ окажется в роли Ирана, который остался с флотом старых пассажирских авиалайнеров с запчастями и ремкомплектами суррогатного происхождения. Тогда самолеты падали с регулярностью курьерского поезда. Примерно то же самое может случиться и с SJ-100. И фокус тут в том, что россияне сами хвастались «международной кооперацией» при создании этого самолета, где до 80% — импортные узлы и агрегаты. Еще на заре создания аэроплана его называли «конструктором Лего», поскольку из добротных и качественных комплектующих россияне сделали то, что сделали. С другой стороны, наблюдатели тогда считали, что стакан наполовину полный и россиянам таки удалось собрать самолет, а не как обычно – автомат Калашникова, как это часто бывает.

В общем, и так неудачный самолет может остаться (а частично – уже остался) без комплектующих к импортным узлам и агрегатам, которые вполне попадают либо под прямые санкции, либо под санкции к товарам двойного назначения. Тогда следует ожидать двух, уже хорошо известных исходов. Первый – попытаться выпилить недостающие детали собственными силами, но судя по тому, как они «импортозамещают» украинское оборудование к своим ракетам и боевым кораблям пройдет привычный цикл имитации, несколько падений аэропланов и после этого будет принято решение закупать эту красоту у Китая. Там, конечно, с качеством уже ничего не поделаешь, но деваться некуда, так уже было и будет снова.

Российские специалисты из области производства нефтегазового оборудования уже пытались заместить узлы и агрегаты бурового оборудования, но не хвастаясь успехами и достижениями, таки обратились к Китаю, который прямо сейчас рассматривает возможности поставки такого оборудования. Думаю, там будут рассматривать этот вопрос до того момента, когда Москва будет готова брать китайское железо на любых условиях. Вот тогда дядюшка Ляо и объявит эти самые условия, выраженные в миллионах гектаров.

То же самое произошло и с целым рядом военных программ. Так, Москва согласилась передать свои наработки по созданию гиперзвуковых ракет. Дело в том, что наработки подобных изделий остались еще со времен совка и допилить их на современной компьютерной технике не составило особых проблем, но воплощение этих наработок в железо сразу сталкивается с проблемами отсутствия нужных материалов и определенных критических узлов и агрегатов. В общем, Китаю были отданы наработки в обмен на то, что Китай поможет с недостающим железом. В итоге, китайцы уже поставили на вооружение свою противокорабельную ракету DF-21, а россияне что-то там еще испытывают и как можно понять, самостоятельно потянуть выпуск – не в состоянии.

Но возвращаясь к пресловутому аэроплану можно сказать о том, что проект надо было закрыть и лепить что-то другое, а летать на Боингах и Эйрбасах, как было до этого, но при этом не рвать на спине тельняшку и не строить из себя супергероев. Было бы и дешевле, и безопаснее. Но прямо сейчас поезд уходит, и все идет к тому, что российский электорат будет все плотнее пересаживаться на замечательный самолет из КБ Сухого. Возможно, некоторым из них даже удастся увидеть, как во время полета самолет меняет стреловидность крыла и других частей фюзеляжа.

В любом случае, это будет как раз тот случай, когда «импортозамещение» будет продемонстрировано в своей непосредственной, терминальной фазе, ибо уже давно сформулирована мудрость: «если до тебя не доходит через голову, то дойдет через другие части тела».

Линия обороны

Читать
Читай ще...
Коментувати

Підписуйся

Свіже

Популярне

To Top